Борьба с экстремизмом

Распространение  экстремизма в молодежной среде-актуальная проблема государства

В   современной России  особо остро стоят вопросы, связанные с распространением экстремизма в  молодежной среде. Происходит рост преступлений, насилия среди подростков.

Прокуратурой на постоянной основе проводятся проверки исполнения законодательства об образовании и противодействии экстремистской деятельности. По результатам проведенных проверок по выявленным нарушениям вносятся акты прокурорского реагирования.

Так в 2015 году, в сфере противодействия экстремизму, терроризму прокурором было проведено 16 проверок, выявлено 31 нарушение, направлено в суд 4 иска, внесено 14 представлений, по результатам рассмотрения которых, 17 лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности, 8 лиц привлечены к административной ответственности.

Осуществляя надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, значительное внимание  уделяется недопущению вовлечения несовершеннолетних и молодежи в экстремистскую деятельность, пресечению случаев распространения среди молодежи идей религиозного экстремизма.

В последнее время наблюдается влияние на молодежь и подростков приверженцев нетрадиционного ислама, которые проявляют активность и настойчивость в распространении своих взглядов, активно используя для  этого сеть «Интернет».

Действуют и другие молодежные националистические и экстремистские группировки,  сторонники Движения против нелегальной иммиграции, “антифа”, “скинхеды” и др.

“Скинхеды”, “антифа” и другие неформальные молодежные группировки совершают преступления, которые уголовным законом квалифицируются как хулиганство, умышленное причинение телесных повреждений, побои. Эти преступления совершаются по мотивам идеологической вражды и ненависти в отношении членов противоборствующей группировки, а также лиц “неславянской национальности”.

Как  правило,  членами  националистических, экстремистских  группировок становятся подростки, испытывающие трудности реализации себя как личности в социуме, имеющие проблемы  в общении со сверстниками, в семье, в образовательных учреждениях,  не занятые досуговой деятельностью.

С целью  ранней профилактики, предотвращения вовлечения несовершеннолетних в экстремистские группировки, обращаем внимание родителей (законных представителей) на необходимость  организации досуга детей, их летней занятости, осуществления контроля  за использованием подростками  сети «Интернет», установления  контент-фильтрации на   электронных устройствах, используемых детьми для выхода в «Интернет».

Теплая, доверительная атмосфера в семье,  интерес  к  жизни  ребенка, обсуждение и совместное решение возникающих у него вопросов и проблем, являются  гарантией его законопослушного поведения.

«Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 года»

В целях конкретизации положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”, Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года”, в которых одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране, Президентом РФ  утверждена  «Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 года» от 28.11.2014 ПР-2753.

Стратегия является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму.

В стратегии отмечено, что наиболее опасные виды экстремизма – националистический, религиозный и политический – проявляются в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть “Интернет”, в вовлечении отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, в проведении несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершении террористических актов.

Целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз.

Стратегией определены основные задачи и направления государственной политики   в сфере законодательной деятельности, правоохранительной деятельности, государственной национальной политики, государственной миграционной политики, образования и государственной молодежной политики, международного сотрудничества, государственной культурной политики.

Так, в сфере организации молодежной политики, значимыми направлениями являются организация досуга детей, подростков, молодежи, семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха, создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного роста граждан; осуществление мер государственной поддержки системы воспитания молодежи на основе традиционных для российской культуры духовных, нравственных и патриотических ценностей; проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению, в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность, всеми законными средствами; включение в учебные планы, учебники, учебно-методические материалы тем, направленных на воспитание традиционных для российской культуры ценностей.

За массовое распространение экстремистских материалов установлена административная ответственность.

Статьей 20.29 КоАП РФ установлена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц – от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Информация о деятельности запрещенных общественных объединений ограничена законом

Частью 2 статьи 13.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

Совершение данного правонарушения влечет наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Установлена административная  ответственность за выпуск продукции  средства массовой информации, призывающей к осуществлению экстремистской деятельности.

Часть 6 статьи 13.15 КоАП РФ устанавливает ответственность за производство либо выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 КоАП РФ

Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Демонстрация и изготовление атрибутики и символик запрещенных экстремистских организаций карается законом

Частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ установлена ответственность за  пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Лица, совершившие правонарушение могут быть подвергнуты административному штрафу  в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; должностные лица – от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Часть 2 статьи 20.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Административная ответственность предусмотрена в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.